DataLife Engine > Семья и дети > Почему мой сын плачет?

Почему мой сын плачет?


13 августа 2009. Разместил: publisher
Почему мой сын плачет?

Вопрос: Наталья

Здравствуйте, Алена!

Меня беспокоит следующая проблема: в последнее время мой сын (ему пять с половиной лет) устраивает истерики, плачет в детском саду утром и в тихий час, а когда его спрашивают, что случилось, говорит: «Хочу домой к мамочке».

Когда я или кто-нибудь из родственников приходят его забирать из сада, он ведет себя вполне адекватно: улыбается, песни поет по дороге домой, и, что самое интересное, утром по пути в детский сад тоже настроение нормальное. Пытались выяснить: может быть, с воспитателями или детьми не складываются отношения? Вроде все нормально...

В этот садик и в эту группу сын ходит уже не первый год, и до этого ничего такого (кроме адаптационного периода, конечно) за ним не наблюдалось. А началось такое поведение после того, как в мае этого года он переболел ветрянкой, а затем сразу ОРВИ, три недели просидев дома. Никакие беседы и увещевания (ни кнут, ни пряник) не помогают. Воспитатели в детском саду приглашали психолога, она с ним беседовала, правда, пока мне никаких рекомендаций не давала. Дома ребенок ведет себя нормально, играем, рисуем вместе с ним, самостоятельно он тоже может играть. На вопрос «Что же ты в детском саду плачешь?» он отвечает: «Я вспоминаю, как мне хорошо дома, и скучаю по маме».

Я уже начала думать, что дело в недостатке внимания: когда ему было 7 месяцев, мне пришлось выйти на работу - правда, на неполный рабочий день. Сын оставался чаще всего с няней, хотя на работу я уходила не больше чем на три часа, да и то не каждый день. Последние полтора-два года я работала на двух работах, так же как и мой муж. А сейчас муж уехал в командировку, а я на 8-м месяце беременности, уже в декретном отпуске и стараюсь уделять сыну больше внимания. Кроме того, сейчас с нами живет моя мама, которая помогает мне по дому и с воспитанием сына, играет с ним, водит в детский сад.

Ребенок по характеру - лидер, по темпераменту, скорее всего, холерик. Очень расстраивается, если что-то у него не получается или если его не хвалят. Был еще один момент, который, как мне кажется, повлиял на сложившуюся ситуацию: несколько месяцев назад мы стали водить его на дзюдо, но, поскольку группа там была разнокалиберной (дети в возрасте от 5 до 7 лет, причем некоторые начали заниматься с сентября, а некоторые, как мы, с февраля), соответственно, получалось у него далеко не все, да и тренер особенно не сюсюкался.

Через несколько недель сын стал говорить, что не хочет ходить на тренировки, но мы настаивали (действовали, конечно, по-разному: и убеждением, и просто заставляли). И вот когда бабушка с дедушкой повели сына на тренировку после трехнедельного перерыва (связанного с болезнью ветрянкой и ОРВИ) и у него что-то не получилось, он расплакался, а тренер сказал ему: «Выходи из зала и там плачь». Он вышел и больше уже в зал не зашел. Пытались водить его еще несколько раз, но все безрезультатно: как только он видел тренера, начиналась истерика, и приходилось уводить его с тренировки. При этом дома он говорил, что в следующий раз пойдет, но и в другой раз ситуация повторялась. В итоге мы перестали его водить.

Насколько я понимаю, он понял, что истериками можно добиться своего, и теперь применяет ту же тактику по отношению к детскому саду. Возможно, конечно, я не права и дело тут совсем в другом, но мне кажется, он просто хочет нас переупрямить. Вопрос в следующем: как нам быть в данной ситуации? Воспитатели советуют уйти в отпуск, мол, он просто устал. А я думаю, сейчас мы его заберем, а потом он вообще откажется ходить в сад, поняв, что с помощью истерик нами можно управлять. Я уже совсем запуталась. Пожалуйста, подскажите, что делать.

Заранее спасибо и извините за несколько сумбурное и длинное письмо.

С уважением, Наталья


Ответ: психолог Алена Москвина

Здравствуйте, Наталья. Ваш сын действительно переутомился. Виной тому некоторое перенапряжение, «неполадки» в спортивной секции и проблемы со здоровьем, которые, как всем известно, ослабляют не только иммунитет, но и устойчивость психики к разным жизненным неприятностям.

Я думаю, что проблема Ваша зародилась в тот момент, когда ребенок пошел в секцию дзюдо. Во-первых, он пошел не вовремя - опоздал, а значит, заведомо оказался в проигрышной ситуации, что для его характера пережить очень непросто. Во-вторых, физические занятия в самом начале сильно переутомляют детей, из-за чего они становятся еще более впечатлительными. В-третьих, у Вашего ребенка не сложились отношения с тренером. Это понятно, тренеру хотелось, чтобы Ваш ребенок догнал группу, он это, скорее всего, резко стимулировал, подгонял мальчика. Дети, конечно же, смеялись над неудачами, а Ваш сын испытывал нешуточные перегрузки. Вы совершенно напрасно в этой ситуации настаивали на продолжении занятий. Ваш сын лишился любой поддержки. Все давили на него, требовали «давай, давай», а у него не получалось. И причина-то для всего этого была, не просто так Ваш мальчик упирался. Вы и сами знали, что ему непросто, он отстал от группы, но послаблений ребенку решили не давать. Так делать однозначно не стоило. Ведь это были не просто капризы, а объективная реакция ребенка на происходящее. Ваш сын имел полное право так себя вести. Надо было забрать его из группы, а привести снова в следующем году в группу новичков, где он занял бы достойное место.

Но что случилось, то случилось. Ничего страшного, Вы все исправите. Главное - не припоминайте малышу, что он не справился с занятиями. Забудьте об этом и будьте ласковы к ребенку, почаще находите повод, чтобы похвалить его.

Ветрянка и ОРЗ освободили Вашего сына от «тяжких обязанностей». Он отдохнул, отогрелся дома, почувствовал Вашу заботу и любовь. А когда вышел в садик, то на самом деле, как он Вам и говорит, начал скучать - по тому, что было дома, по тому, как ему было хорошо. К тому же ребенок ослаблен после долгой болезни, что тоже не добавляет ему выдержки.

Я бы посоветовала не забирать мальчика из садика, а перевести летом на щадящий режим. Например, добавить к выходным дням еще один день отдыха, среди недели. Например, в среду. А в остальные дни забирайте ребенка из садика пораньше, сразу после сна. Или до него. Главное - делать такие «сюрпризы» ребенку почаще. Такие радости должны быть неожиданными: он Вас не ждал, а Вы взяли и пришли рано - забрали его и пошли гулять.

Не ругайте сына за слезы в саду, не создавайте у него впечатление, что он снова Вас расстраивает. Пожалейте его и мягко просите, чтобы потерпел, не плакал. Скажите, что Вы его очень любите. Придумывайте для сына приятные развлечения. Отвлеките его от проблем в садике. Вообще, когда Вы вместе, не вспоминайте садик. Вам необходимо постараться, потому что через месяц Вы родите второго малыша, Вашему сыну будет доставаться меньше Вашего внимания. Это может спровоцировать новые всплески слез и капризов. Помните, Ваш мальчик еще очень мал и нуждается во внимании родителей. Быть сильным, «упертым», не капризным, самым лучшим - это неплохо, но маловыполнимо в его возрасте. У Вашего ребенка еще не сформирована система мотивации: а зачем ему это нужно. Постарайтесь завышенными требованиями не разочаровать малыша в самом себе. Всячески доказывайте, что Вы в него верите. Ставьте перед ними задачи, которые он наверняка с блеском выполнит, а значит, порадуется сам себе.

Родители всегда хотят видеть ребенка соответствующим их ожиданиям. А это редко кому удается. И в такие моменты, когда малыш не соответствует тому, чего Вы от него хотите, всегда задавайте вопрос: А ПОЧЕМУ? И не торопитесь обвинять во всех грехах ребенка. Он такой, какой есть. Внимательно смотрите на малыша, корректируйте его недостатки, но не ломайте его в процессе воспитания. Ваши требования и ожидания должны быть справедливы и применимы именно к ЭТОМУ ребенку, сообразно его физическим и интеллектуальным данным.


С уважением, Алена Москвина


Задать вопрос психологу - Алене Москвиной можно по адресу: psyholog@greenmama.ru. А также приглашаем Вас принять участие в наших тематических конференциях , вести которые будут настоящие профессионалы. Пожалуйста, пишите нам о своих проблемах и задавайте волнующие Вас вопросы.